На главную
Электронный каталог (старая версия)
Электронный каталог (новая версия)
Как работать с каталогом новой версии
Обратная связь
Книжные выставки
На сайт университета

Инновации

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ УСЛУГ БИБЛИОТЕКИ

В условиях динамично меняющейся внешней среды библиотеки вынуждены искать новые формы и методы работы, увеличивать ассортимент услуг. Библиотека БГУЭП не могла не отреагировать на происходящие изменения, за последнее десятилетие библиотека не только расширила ассортимент традиционных библиотечных услуг, но и предложила своим читателям совершенно новые, в том числе и на платной основе.

Платными становятся главным образом те услуги, которые требуют значительных материальных затрат, связанных с использованием копировально-множительной техники, компьютерных сетей связи, обращения к коммерческим базам данных и т. д.

Основными целями и задачами оказания платных услуг является:

  • расширение спектра информационных и библиотечно-библиографических услуг для более полного удовлетворения потребностей читателей;
  • стимулирование разработки и освоения новых технологий, в том числе компьютерных
  • создание условий для реализации инициативы и творческого потенциала библиотечных работников;
  • усиление ответственности библиотеки за качество предоставляемых услуг;
  • повышение сохранности фонда;
  • укрепление материально-технической базы библиотеки.

    Платное обслуживание - относительно новая область работы для библиотек. Сотрудникам библиотеки пришлось освоить новые знания и навыки работы. Завершающим этапом поисков оптимального решения проблемы платных услуг стало создание в библиотеке БГУЭП отдела материально-технического обеспечения.

    Основными направлениями деятельности отдела является - продажа книг из фонда библиотеки (списанных устаревших, а также издательства БГУЭП), и изготовление копий. Кроме этого в обязанности сотрудников отдела входит документальное оформление всех платных услуг библиотеки, переплетные работы.

    Реализация книг издательства университета была организована для наиболее полного обеспечения учебного процесса литературой, и производится в соответствии с положением "Об организации продажи неиспользуемых книг, других произведений печати и трудов преподавателей университета". Оформление финансовой документации и отчетности согласовано с "Управлением бухгалтерского учета и финансового контроля". В соответствии с требованиями современного налогового учета все операции с наличными деньгами фиксируются через контрольно-кассовый аппарат. Путь любой книжной продукции от издательства до потребителя сопровождается всеми необходимыми документами.

    Розничная торговля литературой издательства БГУЭП ведется в сотрудничестве с книготорговой фирмой "Продалитъ". В 2002 году в помещении университета был открыт магазин "Продалитъ", где книги нашего издательства представлены в открытом доступе, что очень удобно для наших читателей.

    С целью обеспечения многократного оборота учебной литературы в магазине организован букинистический отдел. К продаже принимаются книги по профилю университета, изданные не ранее 2000 г. в хорошем состоянии и не потерявшие своей актуальности. Магазин за реализацию букинистической продукции берет 40% комиссионных.

    Если рассмотреть структуру реализации литературы издательства университета, то розничная торговля в магазине "Продалитъ" занимает лидирующее место в общем объеме продаж (64%) (рис. 1)Кроме этого книги реализуются по безналичному расчету, и в книжных магазинах города. Развивается новое направление - электронный магазин на сайте библиотеки, где можно по электронной почте заказать необходимую литературу. Очень важным каналом распределения книжной продукции нашего издательства является книгообмен. Обмен позволяет пополнить наш основной фонд новой интересной литературой. В этой области у библиотеки БГУЭП наработан некоторый опыт, работа в данном направлении продолжается и развивается.

    Структура реализации литературы издательства БГУЭП представлена на рисунке 1.

    Анализ реализации литературы по направлениям показал, что самое популярное направление для наших читателей - это бухгалтерский учет (24%), далее по популярности следуют -право, финансы, маркетинг, математика, менеджмент, история, информатика, экономическая теория (рисунок 2)


    Для стимулирования роста реализации продукции нашего издательства библиотека проводит ярмарки-продажи, рассылает прайс-листы, заключает договора с книжными магазинами города, участвует в книжных салонах, ежеквартально обновляет список литературы на сайте библиотеки, информирует авторов книг о наличии невостребованной литературы, для того, чтобы они более активно включались в процесс распространения своих трудов.

    Самой перспективной и наиболее востребованной дополнительной услугой, предоставляемой нашей библиотекой, является изготовление копий. О стабильном росте спроса на данную услугу говорит увеличение числа изготовленных копий (рисунок 3).


    К услугам наших читателей работает четыре копировальных пункта, расположенных в разных корпусах университета. Кроме этого, копировальные машины установлены в читальном зале факультета управления и в читальном зале колледжа Бизнеса и права. На пунктах копирования установлено 12 копировальных аппаратов.

    Копирование документов на наших копировальных пунктах производится в соответствии с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" и с другими нормативными документами, регулирующими данный вид деятельности. Читатели копируют не только книги и периодику, большой процент копирования приходится на лекции, документы для приемной комиссии.

    Все денежные расчеты производятся через контрольно-кассовый аппарат, каждая операция сопровождается выдачей всех необходимых документов, читатель получает кассовый и товарные чеки. Деньги, вырученные за платные услуги, сдаются в кассу университета ежедневно. В день каждый пункт обслуживает около 200 человек, при этом изготавливается около 2500 копий. Отдел материально-технического обеспечения постоянно расширяет ассортимент дополнительных платных услуг. В 2202-2003 гг. введены новые услуги: копирование на листах большого формата (А-3), на цветной бумаге, на термопленке, кроме этого наши читатели могут переплести свои курсовые работы и рефераты, оформить их красивой обложкой.

    Техническое обслуживание, ремонт, а также, расходные материалы и запасные части для копировальной техники требуют больших денежных затрат. Поэтому в целях снижения этих затрат университет заключает договора на абонементное обслуживание копировальной техники, закупает оптом бумагу. Цена копии устанавливается из расчета - себестоимости и налоговых отчислений.

    Дополнительные платные услуги в библиотеке БГУЭП значительно повышают качество обслуживания, расширяют возможности обеспечения учебно-научного процесса литературой, создают более комфортную среду для читателей нашей библиотеки, поэтому введение подобных услуг и расширение их ассортимента шаг очень важный, но необходимый. Структурные изменения в библиотеке БГУЭП, связанные с организацией отдела специализирующегося, на оказании дополнительных платных услуг позволили библиотеке БГУЭП сосредоточить в рамках одного отдела все операции с наличной денежной массой, что очень значимо, как для учета, так и для контроля в сфере денежных расчетов.

    Создание отдела МТО является инновационным подходом к решению проблем платного обслуживания в библиотеках. Опыт показал, что наши читатели нуждаются в подобных услугах, а значит, работа в данном направлении будет продолжаться и развиваться.

    Е.В.Филатова, зав.отделом материально-
    технического обеспечения НБ БГУЭП
  • Дайджест публикаций
    Инновации
    © Байкальский государственный университет, 2024 webmaster@bgu.ru